Минэк зафиксировал 13-кратный рост числа компаний МСП в сфере электронной торговли

17 Марта 2023
Развитие сектора ставит вопрос о нормативном регулировании.

Минэк фиксирует активный рост числа создаваемых компаний малого и среднего предпринимательства (МСП) в сфере электронной торговли. Количество субъектов МСП, зарегистрировавших свой бизнес в этой сфере, увеличилось с 2019 по 2022 г. в 13 раз, сообщила замминистра экономического развития Татьяна Илюшникова.

За этот период число компаний (в том числе ИП), осуществляющих деятельность по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности «Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети интернет», увеличилось с 9105 до 117 844, добавила она. Среди основных причин роста – ковидные ограничения и невозможность осуществлять деятельность в офлайн-режиме, указала замминистра.

Развитие этого сектора ставит вопрос о нормативном регулировании электронной торговли, но сейчас это осложнено разной спецификой взаимодействия платформ с бизнесом, отметила Илюшникова: «У агрегаторов одна модель, у маркетплейсов – другая. Таксисты – самозанятые, у них возникают вопросы социального страхования, ответственности за пассажира. У маркетплейсов – вопросы логистики, хранения, маркетинговых издержек, налогов: это больше похоже на взаимодействие поставщика с сетями, которое описано в законе о торговле. У досок объявлений – в первую очередь вопросы добросовестности». По ее словам, урегулировать эти вопросы одним актом невозможно.

Ранее «Опора России» ставила вопрос о необходимости единого кодекса – системы договоренностей, принципов, по которым платформы взаимодействуют с бизнесом. ФАС с деловыми объединениями и с участием других госорганов работают над разработкой такого кодекса.

В настоящее время отсутствие нормативного регулирования, а точнее практика добровольного регулирования приводит к дополнительным рискам и необоснованно высоким издержкам для бизнеса при торговле на маркетплейсах.